самостоятельное
продвиждение сайтов

Поведенческие факторы ранжирования сайта: виды, влияние на СЕО

19.05.2023
13 мин
617
Дмитрий Косик

Поведенческие факторы ранжирования отражают поведение посетителей сайта. Благодаря им, поисковики определяют полезность и удобство определенного ресурса для пользователей. Владельцу площадки тоже нужно уделять достаточно внимания данным факторам. Почему? Потому что поведенческие критерии учитываются при ранжировании. Если по ним параметры «проседают», упадут позиции, посещаемость и заработок в целом.

Поведенческие факторы подразделяются на ряд категорий и групп, обуславливаются разными факторами. Все зависит от вашего сайта, его удобства, полезности, и от грамотности оптимизации или запроса конкретного пользователя. Так человек может попасть на ресурс через поисковик, понять, что нужной информации нет (или просто не найти ее) и закрыть страницу. Нулевым параметр отказов быть не может, но, если большое число пользователей проводит на сайте 10-20 секунд, это негативно скажется на ранжировании и позициях в выдаче. Когда люди переходят на сайт, проводят на нем много времени, открывают другие разделы, ПС понимают – контент полезный, пользователям все нравится, поднимают позиции в выдаче. О влиянии юзабилити на продвижение вы можете почитать в нашем блоге, дальше мы разберем существующие поведенческие факторы и принципы работы с ними.

Виды и особенности разных поведенческих факторов

Поведенческие факторы бывают внутренними и внешними. Внешние – поведение пользователей в выдаче ПС (например, при взаимодействии со сниппетами). Внутренние срабатывают при переходе пользователя на сам ресурс.

Отказы

Речь об отказе от дальнейшего просмотра, изучения содержимого страницы. Посетитель открывает сайт и видит, что нужной информации нет, содержимое страницы не соответствует введенному запросу. Кто-то закрывает сайт из-за неприятного дизайна, непонятной навигации. В общем, вариантов много, но у них есть общая черта – пользователю ресурс не нравится, и он отправляется на поиски других вариантов.

Возвраты обратно в поиск

В данном случае пользователь открывает страницу поисковика, видит нужную информацию, читает статью до конца, знакомится с ценами, затем закрывает ресурс и снова проводит поиск по интересующему запросу. Поисковики фиксируют подобные действия, учитывают их. Автоматически такое поведение считывается как – задача до конца не решена, пользователю потребовалась дополнительная или другая информация. Поэтому важно создавать экспертный, актуальный контент, четко прописывать инструкции, если они нужны, добавлять видео. Не будет полного набора информации у вас – она найдется у конкурентов, и это не пройдет мимо внимания поисковика.

Длительность сессий

Время, которое пользователи проводят на страницах ресурса, значимый поведенческий фактор ранжирования. Поисковые алгоритмы решают: человек много времени проводит на сайте, значит, пользоваться им удобно, материалы интересные.

Глубина сессий

Улучшенный для владельца площадки вариант предыдущего. Пользователю нравится сайт, он переходит в другие разделы, читает материалы блога, пр. Чем выше число переходов в рамках одного ресурса, тем лучше для его позиций. Веб-мастера могут для увеличения глубины сессий специально нагромождать структуру, создавать избыточное меню. Это не лучшее решение – пользователи любят простую навигацию, а не накрученное меню, в котором легко запутаться.

Прямые переходы

Когда пользователь вводит в строке поисковика не ключ, а наименование конкретной площадки, она получает прямой трафик. Аналогичной будет ситуация при переходе на сайт из браузерных закладок или папки с избранным. Для поисковиков при ранжировании прямой трафик – это:

  • показатель наличия постоянной аудитории у ресурса;
  • маркер мощности и известности бренда.

Тепловые карты

Данный маркер алгоритмы применяют для расчета динамической массы страницы, определения искусственной накрутки поведенческих факторов. Алгоритм следит за движением курсора мышки по страничке. Если предпринимаются попытки накрутки показателей, то все движения будут однотипными и линейными. Смысл в том, что реальные пользователи водят курсором достаточно хаотично. Понимание этой разницы, возможность увидеть ее предоставляет значимую информацию для ранжирования.

Ссылочная масса из сниппетов

Частые переходы в разделы сайта через ссылки из поиска – хороший способ улучшения позиций при ранжировании роботами. Они говорят о релевантности информации на сайте целевым запросам. Другой момент – посетитель быстро обнаруживает сведения, меню не использует, главную не открывает. То есть юзабилити и ИКС сайта высокие.

CTR для кнопок соцсетей

Поисковые системы смотрят, как активно аудитория шерит контент в соцсетях. Чем больше будет репостов – тем актуальнее и интереснее информация.

Как улучшить ситуацию

Коммерческие факторы ранжирования сайта можно улучшить, поработав над поведенческими метриками. Для этого используются разные способы, но можно выделить и такие общие рекомендации:

  • Делать ставку на контент высокого качества. Статьи, тексты в разделы должны писаться понятным и простым языком, давать исчерпывающие сведения по вопросу. Лучше написать больше, чем меньше, не забывая о грамотности, структуре, оптимизации. Если затрагиваются серьезные, глубокие, аналитические темы, информации потребуется больше. Не стоит бояться лонгридов, длинных аналитических обзоров. Интересные материалы будут читать – возрастет время сессии, снизятся риски отказов, заметно улучшатся поведенческие факторы.
  • Создавать удобные сайты. Можно написать сколько угодно хороших статей, но особого смысла от них не будет в случае запутанной навигации. Удобное меню – залог того, что пользователь найдет интересующую его информацию.
  • Усовершенствовать дизайн. Сегодня есть тренд «свободных пространств». Он предусматривает достаточное количество пустого места на страницах. Заголовки должны быть читаемыми, четкими, бросаться в глаза и легко восприниматься даже при беглом изучении или поверхностном просмотре. Фон текста должен быть контрастным. Когда все сливается, текст сложно различим на общем фоне, возникает рябь, значительная часть посетителей просто уйдет (и полезный контент не спасет ситуацию).
  • Не забывать делать продуманное меню и оптимальную структуру. Ориентируйтесь на правило 3-х кликов – до конечной цели пользователь должен дойти через несколько кликов мышки (оптимально 3, но не более 5).

Дополнительно стоит уделить внимание брендингу – он повысит узнаваемость сайта в целом и привлечет прямой трафик (а это важный фактор ранжирования, как мы уже писали выше). Если ваш ресурс понравится конкретному пользователю, он добавит его в закладки, будет осуществлять адресные переходы. Размещайте на площадке ссылки на соцсети, делайте кнопки «Поделиться». Репосты положительно влияют на позиции в выдаче.

Проследите, чтобы все метатеги были заполнены, содержали ключи и опционально быстрые ссылки. Продвигайтесь через релевантные запросы. Вставлять ключи на посторонние темы для повышения трафика можно было раньше, сейчас это не работает. Полезна внутренняя перелинковка, она позволит пользователю переходить на интересующие его материалы, делая клик непосредственно в самой статье, не обращаясь к системе поиска либо меню.

Важный момент: при ранжировании поведенческие факторы учитываются строго в комплексе. Следите за тем, чтобы была проработана основная часть пунктов, а при устранении одних ошибок не допускайте новые. Например, владелец или веб-мастер может попробовать увеличить время сессии и глубину просмотров за счет создания избыточной структуры. Конечный результат часто оказывается обратным желаемому. Нужно найти оптимальный баланс.

Рекомендации по улучшению поведенческих факторов

Для получения высоких позиций в выдаче нужно использовать все доступные инструменты. Рассмотрим самые популярные.

Сниппеты

Хороший метод для повышения трафика, визитка ресурса в поисковой системе. Сниппет должен быть привлекательным, выделяться на фоне конкурентов. Для этого можно добавлять микроразметку для демонстрации рейтинга, указывать цену товара, другие данные, придумывать заголовки, упоминать в описании ключи. Желательно продумать план тем, которые могут быть интересны ЦА, делать ставку на них.

Скорость загрузок

Долго ждать загрузки страницы сайта будет редкий пользователь. Обычно человек просто закрывает подвисший ресурс, возвращается в выдачу, и это негативно сказывается на поведенческих метриках. Работайте над повышением скорости загрузки – это возможно благодаря устранению неполадок в редиректах, изменению контента, сжатию картинок и т.д. Вариантов много, подробнее о них вы можете узнать в нашем блоге.

Мобильная или адаптивная версия

Сегодня адаптация под планшеты, смартфоны обязательна. Во-первых, растет доля пользователей, которые выходят в сеть с мобильных устройств. Во-вторых, для Гугла наличие адаптивной или мобильной версии – важный параметр ранжирования.

Навигация

Она особенно важна для коммерческих сайтов. Поработайте с логичной и понятной структурой, уберите ссылки на отсутствующие страницы, если они есть, сделайте перелинковку. Пользователь должен получить возможность за пару действий возвращаться на главную из любого раздела, быстро находить пункты с доставкой, оплатой, контактами. Чем проще – тем лучше. Накрученная, сложная навигация – фактор минус при ранжировании.

Юзабилити

Поведенческие факторы отражают практичность интернет-ресурса. Данный пункт неразрывно связан с предыдущим, предполагает максимальное удобство использования площадки. Позаботьтесь о том, чтобы все конверсионные кнопки работали нормально, лишние поля из формы заказа уберите. Недочеты можно поискать в аналитических инструментах. Внимательно ознакомьтесь с показателями отказа, подумайте, что реально сделать для улучшения показателей.

Контент

Качественный, экспертный, актуальный контент – тоже действенный инструмент для повышения степени вовлеченности ЦА, формирования доверия к бренду, хорошей репутации. Он может быть разным – продающие и информационные статьи, комментарии, отзывы, пр. Хороший контент вызывает интерес, побуждает человека провести на сайте больше времени и в итоге положительно влияет на поведенческие факторы.

Полезные опции для покупателей

На большинстве сайтов плюсом будет наличие онлайн-калькулятора. Он поможет рассчитать цену окон с установкой, проценты по вкладу, сроки возврата кредита, переплату и т.д. Обычно владелец площадки указывает, что результаты расчетов с применением калькулятора онлайн максимально приближены к реальным, но точные цифры сможет назвать только менеджер или сметчик. В любом случае наличие такого инструмента будет полезным, сделает условия сотрудничества прозрачными и уменьшит число звонков в компанию.

Другие интересные инструменты – визуализаторы, примерочные, пр. Если они подходят для сайта по направлению, тематике, можете смело внедрять. Полезные и оригинальные фишки нравятся посетителям, повышают лояльность.

Соцсети

И последний совет – делайте интеграцию с социальными сетями. Люди делятся интересной информацией через свои аккаунты в пару кликов. Предусмотрите такую возможность – и вы получите дополнительную рекламу, увеличите охваты. Поведенческие метрики дополнительно улучшатся.

Что нужно знать о накрутке поведенческих факторов

Мы выяснили, что поведенческие факторы при ранжировании играют очень важную роль. И тут есть опасность – может возникнуть желание накрутить результаты, ведь это удобно, просто, быстро и недорого. Сначала накрутка пользовалась спросом – достаточно было сделать тексты с максимальным вхождением ключей, и сайт быстро попадал в ТОП. Ранжирование по ключевым запросам – это был главный алгоритм работы Яндекса в течение длительного периода. О последствиях подхода догадаться не трудно.

Сегодня тот же Яндекс учитывает более 800 разных маркеров, их комбинаций. Цель столь сложного подхода одна – выводить в ТОП те ресурсы, которые будут удовлетворять пользовательским запросам. Появились алгоритмы, которые быстро фиксируют подозрительную активность, искусственную накрутку и накладывают санкции.

Покупные ссылки тоже перестали быть действенным инструментом для накрутки поведенческих факторов. Есть много бирж, где исполнители за скромную оплату создают видимость активности на определенном ресурсе. Действуют исполнители по строгому ТЗ – перейти по адресу, открыть страницу Х, перейти в раздел Н, пробыть там определенное время, после загрузить форму с контактами. Такая активность выглядит естественно, но тоже распознается поисковыми алгоритмами. Тепловые карты заказных и обычных пользователей будут разными, в первом случае они однообразные, шаблонные.

Гугл и Яндекс – в чем разница

Поведенческие факторы в алгоритмах ранжирования Яндекса в последние годы играют значительную роль, работа с ними – залог успешной раскрутки. Подобный подход рождает высокий уровень конкуренции в индексации крупных ресурсов с большим набором товаров, разделов, страниц. Причина простая – у таких ресурсов поведенческие факторы выше, чем у маленьких сайтов.

В Google говорят, что поведенческие метрики в ранжировании не учитываются, но на практике это не так. Для выхода в ТОП сайт должен иметь мобильную или адаптивную версию, которая удобная в использовании, быстро загружается – стандартная поведенческая метрика. Мониторится скорость загрузки страниц, которая тоже определяет удобство пользования сайтом. Не так давно был внедрен алгоритм page experience – он оценивает поведенческие маркеры.

Оба поисковика собирают информацию через системы аналитики, веб-браузеры и браузерные приложения.

Заключение

Поведенческие факторы обязательно учитываются при ранжировании, хотя и не относятся к определяющим параметрам. От них зависят рейтинги, конверсия площадок. Следите за глубиной просмотров, процентом отказов и другими параметрами, анализируйте поведение пользователей. В обнаружении слабых мест поможет аудит сайта, его можно заказать у наших специалистов. По результатам тестирования легко будет составить план действий, направленных на устранение недочетов.

Одно можно сказать точно: поведенческие факторы подлежат доработке, и улучшать их нужно для успешного продвижения. Именно в таком случае сайт будет работать на 100%, занимать высокие позиции и приносить хорошую прибыль.

Рекомендуем статьи