самостоятельное
продвиждение сайтов

Секреты алгоритма Яндекс.Дзен

9.11.2021
11 мин
1160
Seowizard

Яндекс.Дзен – платформа для блогеров и медиа, которая с помощью искусственного интеллекта собирает для пользователя ленту, релевантную его поисковым запросам. Информацию она берет из статей, которые пишут сами пользователи. Опубликовав здесь свои материалы, они могут не только монетизировать канал, но и привлечь трафик на основной проект (блог, интернет-магазин, страницу в социальной сети). Неудивительно, что ежедневная активная аудитория платформы составляет 15 млн. человек. Но прежде чем завести и начать продвигать канал, нужно изучить алгоритм Яндекс.Дзен. О том, как он работает, вы узнаете в представленной статье.

Содержание скрыть

Особенности алгоритма Яндекс.Дзен

Платформа Yandex Zen работает на основе самообучающегося алгоритма с элементами ИИ, способного определять предпочтения пользователей и своевременно распознавать нарушителей. В машинном обучении задействован сервис Яндекс.Толока, а коррекцией действий ИИ занимаются модераторы.

До сих пор разработчики не раскрыли принцип работы алгоритма Яндекс.Дзен. Такая секретность позволяет им бороться с накруткой и создавать равные условия для всех авторов. Считается, что здесь:

  • монетизация происходит только в том случае, если посетители дочитывают материал до определенного рекламного баннера;
  • установлены ограничения на количество показов;
  • «трендовые» темы пользуются большим спросом;
  • обмен лайками и подписками помогает улучшить рейтинг.

На самом деле это мифы, придуманные самими авторами. Код алгоритма Яндекс.Дзен в 2021 году по-прежнему закрыт. Поэтому у обычных пользователей нет окончательного понимания того, как он работает.

Что такое Альфа Центавра

В 2019 г. разработчики представили алгоритм Альфа Центавра. С 2020 г. он заработал как человеко-машинный комплекс, способный к постоянному обучению. Сначала авторские материалы проходят через модераторов платформы и пользователей Яндекс.Толока, которые помечают их как качественные публикации или как кликбейт. По результатам обработки Альфа Центавра первых рекомендует читателям, вторых – ограничивает в просмотрах.

Как Альфа Центавра повлияла на ситуацию

Последствия внедрения этого алгоритма Яндекс.Дзен сложно оценить до конца. Он закрыт для обычных пользователей, постоянно обучается и совершенствуется. В первое время после внедрения крупные блоги начали терять аудиторию, а маленькие, наоборот, набирать ее. Спустя 2 года ситуация стабилизировалась. Можно заметить, что средняя продолжительность сеансов увеличилась в 3 раза. При этом по-прежнему наибольшее количество просмотров набирают статьи, посвященные шоу-бизнесу, политике и автомобилям.

Ситуация в 2021 году

Согласно официальной версии, в 2021 г. платформа по-прежнему работает по алгоритму Альфа Центавра. Однако заметно, что команда постоянно его дорабатывает. По другой конспирологической теории, Yandex давно внедрил новый алгоритм, но не оповестил об этом пользователей.

Как завоевать расположение искусственного интеллекта

При ранжировании статей алгоритм Яндекс.Дзен в первую очередь ориентируется на пользовательские факторы. Он отдает предпочтение статьям, которые:

  • получают больше лайков,
  • мотивируют читателя на подписку,
  • дочитываются до конца,
  • имеют хорошую кликабельность.

При этом лайки должны ставить люди, чьи интересы на платформе соответствуют тематике статьи. В противном случае, автора заподозрят в кликбейте и накрутке показателей. Поэтому чтобы хорошо продвигаться в Яндекс.Дзен, нужно публиковать полезный и уникальный материал с удобной структурой, интересным заголовком и обложкой.

Что нужно знать о карточке статьи

Карточка – то, что первым бросается пользователю в глаза. Она содержит заголовок, краткое описание статьи и картинку. Заголовок должен быть корректным, цепляющим и релевантным материалу. Использовать «нечистые приемы» и кликбейт запрещено. Описание должно передавать суть статьи и мотивировать на ее прочтение. Картинка нужна для создания впечатления и привлечения внимания. Она не должна быть просто фоном. При одном взгляде на нее у читателя должно формироваться представление, о чем будет статья.

Что нужно знать о подписчиках

Чтобы эффективно развивать канал на Яндекс.Дзен, нужно работать на перспективу. Для этого подбирают интересную тематику и нишу, в которой будет легче продвигаться. В популярных темах, как правило, высокая конкуренция.

Алгоритм Яндекс.Дзен не запрещает размещать в конце текста короткий призыв на подписку. Чем больше людей прочтет статью и подпишется на канал, тем выше шансы на то, что его будут рекомендовать другим читателям.

Как подбирается аудитория

Алгоритм Альфа Центавра обрабатывает большое количество статей, которые затем делит на категории в соответствии с интересами читателей. После этого они показываются ограниченному количеству пользователей, которые вводят в поисковую строку релевантные запросы. Если материал понравился читателям, он начинает демонстрироваться перед более широкой аудиторией. Параллельно алгоритм оценивает реакцию на него.

Если материал неинтересен, он перестает транслироваться. Однако не исключено, что сервис будет рекомендовать ее ограниченной аудитории, чтобы продолжать отслеживать реакцию.

Запреты на Яндекс.Дзен

Для успешного продвижения в этом сервисе нужно знать не только о том, как работает алгоритм Яндекс.Дзен, но и о том, чего он не любит. Здесь запрещены публикации, содержащие:

  • шокирующие изображения;
  • изображения обнаженных тел;
  • нерелевантные картинки;
  • картинки с графическими знаками (стрелки, подчеркивания);
  • информацию, пытающуюся кого-то «разоблачить» или «очернить»

Среди авторов существует миф, что при CTR более 20-30 % срабатывает реакция на кликбейт. Если же он советует количеству лайков, подписок и проценту дочитывания, то материал признается интересным.

Как работает техническая поддержка сервиса

Несмотря на то, что Альфа Центра – машинный алгоритм, его работу корректируют модераторы. Поэтому если автор уверен, что просмотры упали необоснованно, он вправе написать в техподдержку. Если модераторы выявят ошибку в работе ИИ, они ее исправят. Если, по их мнению, ИИ среагировал правильно, они не станут вмешиваться в процесс.

Как узнать ID канала на Яндекс.Дзен

При обращении в службу поддержки сервиса потребуется уникальный идентификационный номер (ID). Узнать его можно несколькими способами:

  1. В адресной строке браузера, открытой после входа в редактор. Здесь ID представлен комбинацией цифр и букв, указанной после последней косой черты.
  2. В адресной строке, открытой после выхода на главную страницу блога. Здесь ID также будет указан в виде комбинации цифр и букв после последней косой черты.
  3. Во вкладке «Настроить канал», открытой в редакторе. Здесь нужно перейти во всплывающее окно, затем во вкладку «Адрес в Дзене». ID будет указан после последней косой черты.

Все эти методы актуальны в декстопных версиях Яндекс.Дзен. В мобильном приложении узнать ID невозможно.

Как работает «умная лента»

Сразу после регистрации пользователя алгоритм Яндекс.Дзен начинает отслеживать его интересы. Сначала он рекомендует материалы на общие темы. Параллельно ИИ анализирует реакцию и предпочтения, лайки и дизлайки. Со временем лента становится все более персонализированной. Однако иногда в ленте все равно могут показываться статьи, неинтересные пользователю.

Как создать интересный канал на Яндекс.Дзен

Выбор темы

В первую очередь нужно определить тематику. На начальном этапе лучше выбрать одну тему, а не «расплескиваться» сразу по нескольким. В противном случае на канале возникнет хаос, который отпугнет подписчиков. Чем конкретнее будет потенциальная аудитория, тем проще ИИ будет найти ее.

Публикация первых постов

После запуска канала нужно уделить особое внимание первым трем публикациям. После этого система начнет отсчет. Для монетизации канала нужно, чтобы в течение семи дней подряд три публикации прочитало и, что не менее важно, до конца дочитало не менее 7 тыс. человек. Только после этого включится монетизация.

Частота публикаций

Чтобы алгоритм Яндекс.Дзен быстрее определил целевую аудитории, нужно публиковать по несколько полезных и интересных статей каждый день. На основе просмотров ИИ составит «портрет» читателя и начнет рекомендовать материалы аудитории, вписывающейся в этот «портрет».

По каким параметрам оценивается контент на Яндекс.Дзен

Чтобы успешно развивать канал, недостаточно рерайтить статьи из Википедии, наполнять их ключевыми словами и накручивать лайки. При ранжировании статей алгоритм Яндекс.Дзен учитывает их:

  • уникальность, которая касается как текста, так и картинки;
  • ценность, то есть то, как автор общается с аудиторией, какие иллюстрации он использует, насколько полезна публикуемая им информация;
  • чистота, то есть отсутствие кликбейта и открытой рекламы;
  • релевантность, то есть, сколько времени читатели проводят на странице, оставляют ли они комментарии, подписываются ли после прочтения.

Чем лучше будут поведенческие факторы, тем выше шансы на то, что материалы будут транслироваться широкой аудитории. Искусственный интеллект быстро распознает «грязные» методы и перестает рекомендовать такие материалы.

Полезные рекомендации для рекламодателей

Особых требований по размещению брендированного контента в статьях на Yandex Zen нет. По сути, рекламодатели здесь лишь внедряют информацию о продукте в материалы автора, а не разворачивают полномасштабную рекламную кампанию. Поэтому если вы хотите привлечь владельца канала на Яндекс Дзень в качестве инфлюенсера, вам нужно:

  1. Подробно изучить его контент.
  2. Найти точки «соприкосновения» с автором.
  3. Понять особенности статей и то, какую аудиторию они привлекают.
  4. Проанализировав информацию, составить техническое задание.
  5. Вначале предоставить автору полную свободу действий, а затем согласовать и отредактировать материал.
  6. Подкрепить брендированный контент уникальными фотографиями.

Помните, что алгоритм Яндекс.Дзен постоянно меняется. Он ранжирует статьи в соответствии с их релевантностью и полезностью. Поэтому чтобы привлечь внимание, нужно писать ценные и полезные статьи. Чем больше читателей будет интересоваться вашим каналом, тем больше вы заработаете на нем.

Топ-7 популярных вопросов

Какие каналы попадают в топ?

Попасть в топ сайтов на Яндекс.Дзен может любой популярный блог, бренд, сайт или канал. При анализе алгоритм учитывает длительность сеансов, частоту посещений, количество лайков и другие параметры. Топ обновляется ежедневно, поэтому все авторы находятся в равных условиях.

Что такое «карма»?

На платформе Яндекс.Дзен «карма» – показатель, с помощью которой можно оценить качество, оригинальность, влиятельность канала, а также вовлеченность аудитории. Чем она выше, тем авторитетнее блог. Она также помогает автору понять, в каком направлении двигаться и как развивать канал. Кроме того, с хорошей кармой можно получить дополнительный охват.

Как оценивается контент с сайта?

Контент для сайтов и для каналов оценивается по одним и тем же критериям. Изначально материалы проходили проверку алгоритмом Яндекс.Дзен по тому же принципу, что проходят сайты при формировании поисковой выдачи. Авторы могут настроить RSS (описание ленты), чтобы ИИ правильно оценивал актуальность текстов, картинок, превью и др. Объединяя канал и сайт, они могут объединить и подписчиков.

Как происходит монетизация?

На Яндекс.Дзен можно зарабатывать двумя способами: размещая рекламные баннеры в тексте и размещая брендированный контент (непосредственно сотрудничая с брендами). Каждый раз заработок будет разный, так как он зависит от количества просмотров и процента дочитываний.

Какую аудиторию привлекает Яндекс.Дзен?

На платформе можно привлечь как декстопных, так и мобильных пользователей. Разработчики сейчас уделяют больше внимания развитию мобильного приложения.

Какие нарративы показываются пользователям?

Алгоритм Яндекс.Дзен отдает предпочтение самым релевантным нарративам. Причем они показываются, в том числе, декстопным пользователям.

Как алгоритм определяет кликбейт?

Алгоритм Яндекс.Дзен анализирует, как пользователи взаимодействуют с платформой. Он оценивает глубину показа, процент дочитывания и другие поведенческие факторы. Это позволяет ему своевременно выявлять кликбейт.

Рекомендуем статьи